Управление Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам образовано Приказом № 4 от 24 января 2005 года «О создании территориальных органов Россельхознадзора». Но дату своего рождения мы связываем с Приказом Россельхознадзора № 35 от 16 февраля 2005 года «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам».
В соответствии с Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Россельхознадзору были переданы контрольные и надзорные функции Министерства сельского хозяйства РФ.
Территориальное Управление Россельхознадзора объединило в себе контрольные и надзорные функции подведомственных Минсельхозу РФ структур:
• Ветеринарной службы, осуществлявшей государственный ветеринарный надзор
• Станций защиты растений, осуществлявших государственный контроль и надзор в области защиты растений
• Станций агрохимической службы, осущеслвявших государственный контроль и надзор в области защиты растений
• Государственных семенных инспекций, осуществлявших сортовой и семенной контроль.
• Государственную хлебную инспекцию, осущесвлявшую государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки
Кроме этого, Россельхознадзору и его территориальным Управлениям были переданы функции и имущество ликвидированных учреждений Министерства сельского хозяйства РФ:
• ФГУ «Росгоскарантин», осуществлявшего государственный карантинный фитосанитарный контроль
• ФГУ «Уральское зональное управление государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте», государственный ветеринарный надзор на границе и транспорте
• ФГУ «Нижнеобское территориальное управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства», осуществлявшего функции по рыбоохране в бассейне реки Обь
• ФГУ «Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных», осуществлявшего охрану, контроль и регулирование использования объектов животного мира и среды их обитания.
Таким образом, одна из главных задач административной реформы – уменьшить количество контролирующих органов, в Министерстве сельского хозяйства РФ была выполнена.
Федеральные контролирующие органы в Тюменской области и автономных округах не имели своих административных зданий, и пришлось начинать практически «с нуля».
1. разместить специалистов аппарата Управления
2. принять на работу согласно штатному расписанию 654 человека
3. принять и поставить на учет
— около 471 единицы техники,
— 10 речных судов,
— 39 объектов недвижимости ,
— 714 единиц различного имущества от компьютеров до сотовых телефонов
Все это надо было сделать срочно, до конца 2005 года (за полгода).
При формировании штата 50% специалистов не имели высшего или среднего образования.
Компьютеры устарели, техника выработала свой ресурс или существовала в виде запчастей, столы и стулья отсутствовали. Из 10 речных судов 2 — не эксплуатировались по техническим причинам вообще, а третье не состояло на учете в Госморречнадзоре.
Однако нам удалось сформировать Управление.
Структура Управления в 2005 году была представлена 6 надзорными отделами
• Внутреннего ветеринарного надзора
• Ветеринарного надзора за перемещением животных и грузов животного происхождения
• Карантина растений
• Надзора за воспроизводством, охраной, использованием водных биоресурсов и регулирования рыболовства
• Надзора за охраной, контролем и регулированием использования объектов охоты
• Надзора по защите растений, агрохимии и семеноводства.
И уже в 2005 году мы добились некоторых результатов.
• Проведено 190 проверок и несколько тысяч оперативных рейдов в лесах и на водоемах
• Досмотрено транспортных средств – 32 тыс.
• Досмотрено подконтрольных грузов – 841 тыс.т
• Выявлено нарушений – 3,7 тыс.
• Наложено штрафов – 3 млн. рублей
• Взыскано штрафов – 2,2 млн. рублей
• Изъято огнестрельного оружия в 2005 г. – 298 ед., а в 2004 г. – 42 ед.
• Изъято рыбы – 9 т.
• Изъято орудий лова – 2,2 тыс. шт.
При этом до создания Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в т.ч. на Государственной границе РФ и транспорте нарушений законодательства не выявлялось, нарушители к административной ответственности не привлекались.
С момента создания Управления его полномочия постоянно изменялись:
1. Постановлением Правительства РФ № 388 от 19.06.2006 г. расширены полномочия в части надзора за обращением (ранее применением) пестицидов и агрохимикатов
2. Постановлением Правительства РФ № 689 от 15.11.2006 г. вменено осуществление функций по государственному земельному контролю на землях с/х назначения
3. Постановлением Правительства РФ № 767 от 14.12.2006 г. изъяты полномочия по выдаче лицензий на отдельные виды деятельности в области племенного животноводства, элитного семеноводства, хранения зерна
4. Федеральным законом от 29.12.2006г. № 258-ФЗ исключены полномочия по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира с января 2008 года
5. Постановлением Правительства РФ № 735 от 01.11.2007 г. изъяты функции по охране водных биологических ресурсов
6. Постановлением Правительства РФ № 28 от 25.01.2008 г. дополнительно введены функции по организации работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации
7. Постановлением Правительства РФ № 445 от 11.06.2008 г. . исключен надзор за использованием селекционных достижений, но вменен государственный лесной контроль и государственный пожарный надзор в лесах
8. Федеральным законом от 14.03.2009 № 32-ФЗ с января 2010 года исключены функции по осуществлению государственного пожарного надзора в лесах
9. Постановлением Правительства РФ № 31 от 21.01.2010 г. изъяты функции по охотнадзору
Структура Управления по надзорным отделам в 2010 году
Отдел внутреннего ветеринарного надзора
Отдел ветеринарного надзора на Государственной границе и транспорте
Отдел карантина растений; надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки
Отдел надзора за безопасным обращением с пестицидами агрохимикатами и семенного контроля
Отдел земельного контроля
Отдел государственного лесного контроля, государственного пожарного надзора в лесах и охотничьего надзора.
За 5 лет Управлением достигнуты следующие результаты:
Проведено проверок – 8,2 тыс.
Досмотрено транспортных средств – 203 тыс.
Досмотрено подконтрольных грузов – 2,7млн. т
Выявлено нарушений – 22 тыс.
В бюджеты территорий перечислено более 17,5 млн. рублей штрафов
Проконтролировано земель сельскохозяйственного назначения – 307 тыс.га
Изъято огнестрельного оружия – 1,2 тыс.ед.
Изъято рыбы – 150 т.
Изъято орудий лова – 15 тыс. шт.
Опубликован в СМИ 1171 материал, создан и функционирует сайт Управления.
Награждено Почетными грамотами министерства сельского хозяйства, Россельхознадзора, Благодарностями Губернатора Тюменской области, Тюменской областной Думы – 26 государственных гражданских служащих Управления.
Отделом карантина растений; надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки:
• Впервые в области определены размеры поражения и границы фитосанитарных зон по золотистой картофельной нематоде и вредителям леса. Проведено обследование более 3 тыс. га посадок картофеля, а также 30 предприятий лесозаготовителей
• Издан Атлас мест распространения карантинных организмов на территории Тюменской области и автономных округов
• Подготовлены памятки для русскоязычных и иностранных туристов
• За 5 лет выявлено более 2 тыс. случаев обнаружения карантинных объектов.
Отдел земельного контроля:
• Добился изменений отношения землепользователей к земле. Начался процесс вовлечения неиспользуемых земель в с/х производство
• Проведен учет карьеров на землях с/х назначения
• При проверках администраций сельских поселений в 38% случаев выявлены свалки (полигоны) ТБО на землях сельскохозяйственного назначения. В результате деятельности отдела начался перевод земельных участков в соответствующие категории
Отдел ветеринарного надзора:
• Серьезной заслугой является изменения отношения хозяйствующих субъектов к обязанностям исполнения требований ветеринарного законодательства в части обустройства мест утилизации биологических отходов и птицефабрик
• Разработана электронная карта мест дислокации и состояния скотомогильников с привязкой к международной системе координат
• Участники национального проекта «Развитие АПК» стали более серьезно относиться к документированию противоэпизоотических мероприятий
• Значительно уменьшилось количество замечаний к оформлению ветеринарных свидетельств странами-репортерами.
Отдел за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами
• В результате деятельности отдела увеличился процент кондиционности семенного материала
• Издана и регулярно обновляется электронная карта (атлас) мест размещения на территории Тюменской области запрещенных и пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов
• Специалисты отдела принимали участие в реализации программы сбора и вывоза 537 тонн запрещенных пестицидов
• Выявлено 4 случая реализации контрафактных пестицидов, 103 случая реализации препаратов без государственной регистрации в Каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ, а также 2 случая реализации овощеводческой продукции, содержащей особо опасное вещество Альдрин
Отдел рыбнадзора:
• Огромную работу за относительно короткий период времени провели специалисты отдела. Количество составленных протоколов с 2005-2007 гг. увеличилось более чем в 1,5 раза, сумма наложенных штрафов — более чем в 3 раза.
• Получена благодарность от депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры за выявление браконьеров и охрану нерестового стада муксуна в 2006 г.
Отдел государственного лесного контроля, государственного пожарного надзора в лесах и охотничьего надзора:
• В результате деятельности отдела охотничьего надзора существенно увеличилось число вскрываемых нарушений (2004 г.-1397, 2007 г. -2675), суммы наложенных штрафов и исков, что предопределило наведение порядка в пользовании охотничьими ресурсами, и как следствие увеличилась численность основных видов диких копытных животных, что подтверждается выделяемыми лимитами на их добычу
Филиал ФГУ «Новосибирская МВЛ» создан в качестве Референтного центра Россельхознадзора в 2006 году.
• По итогам экспертиз подкарантинной продукции специалисты Референтного центра в 2008-2009 гг. подтвердили 20 видов карантинных организмов в 1800 случаях обнаружения
• В результате более 18 тыс. исследований, проведенных на 2,7 тыс. отобранных пробах в 71 случае выявлено несоответствие качества и безопасности продукции требованиям нормативных документов
• В ходе мониторинга зерна и продуктов его переработки из 41 пробы 15 (37%) не соответствовало требованиям по качеству.
В 2009 году Управлением достигнуты следующие результаты
Проведено проверок – 1,5 тыс.
Досмотрено транспортных средств – 41 тыс.
Досмотрено подконтрольных грузов – 585 тыс. т
Выявлено нарушений – 2 тыс.
В бюджеты территорий перечислено более 2 млн. рублей штрафов
Проконтролировано земель сельскохозяйственного назначения – 307 тыс.га
Задержано транспортных средств – 2 тыс.
Задержано подконтрольных грузов – 31 тыс. т
Уничтожено 17 т продукции, не соответствующей требованиям качества и безопасности.
Запрещена реализация 159 кг пестицидов и агрохимикатов
На лабораторные исследования направлен материал от 2 тыс. тонн продукции
Опубликовано в СМИ и на сайте 882 материала о деятельности Управления.
Кроме того,
• Во исполнение Федерального закона № 294-ФЗ перестроена надзорная деятельность Управления, порядок планирования, сформирован план проверок на 2010 год.
• Приняты меры по ужесточению контроля за безопаснотью ввозимой продукции животного происхождения в связис угрохой возникновения и распространения АЧС
• По предложению Управления впервые Правитьельством Тюменской области от 24.08.2009 года № 248-п наложен карантин по золотичтой картофельной нематоде в пределах администратиных нграниц 103 населенных пунктов
• Обеспечен контроль за исполнением органами гсоударственной власти субъектов РФ переданных им полномочий по государственному лесному контролю
• Совместно с Фондом поддержки и развития предпринимательства проведено 7 обучающих семинаров для предпринимателей 15 муниципальных районов.
• Выстроена работа с печатными, электронными и сетевыми СМИ, начата модернизация сайта Управления, налажено функционирование «горячей линии» по актуальным вопросам надзорной деятельности и взаимодействия с хозяйствующими субъектами.
• Налажена работа по пропаганде спорта и здорового образа жизни. Управление заняло 3 место в 7 спартакиаде ФОИВ, действующих в Тюменской области.
Налажена работа и подписаны соглашения о взаимодействии
— с ГУВД по Тюменской области, УВД по ХМАО
— с Тюменской Ямало-Ненецкой и Ханты-Мансийской таможней
— с Пограничным управлением ФСБ России
— с Региональным управлением ФСБ России по Тюменской области
— с Управлением Роснаркоконтроля по Тюменской области
— с Управлениями Роспотребнадзора по Тюменской области, по Ямало-Ненецкому автономному округу
— с Управлениями Росприроднадзора по Тюменской области, по Ханты-Мансийскому автонмоному округу
— с Главным управлением МЧС по Тюменскй области
— с Департаментом лесного комплекса Тюменской области
— с Департаментом лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
— с Управлением Росреестра по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу
— с Департаментом лесного хозяйства по УрФО
— с Управлениями ветеринарии Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов
— с Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания по Тюменской области
— с Администрацией г. Тюмени
Внутри Управления сформированы и осуществляют плановую работу:
— Совет Управления по противодействию коррупции
— Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Управления и урегулированию конфликта интересов
— Координционный совет по содействию развитию малого и среднего предпринимательства
Задачи Управления:
• В целях снижения административного давления на бизнес оптимизировать контрольную деятельность структурных подразделений полностью объединив проводимые надзорные мероприятия
• Обеспечить качественное выполнение Плана проверок Управления на 2010 год
• Закончить модернизацию и сделать максимально информативным сайт Управления
• Повысить уровень профессионализма и ответственности специалистов Управления
• Повысить эффективность работы государственных служащих путем практического применения разработанной системы оценки
• Обеспечить выполнение плана по противодействию коррупции путем систематического мониторинга его выполнения
• Закончить внедрение электронного документооборота внутри аппарата Управления и между территориальными специалистами